Sidebar

Основное меню

16
Sun, Dec

 

2018-2019 учебный год 

Введение в библеистику (1 курс)

Научный руководитель: священник Василий Казинов, кандидат богословия

  1. Сравнительный анализ основных подходов в понимании богодухновенности Священного Писания.
  2. Язык Ветхого Завета.
  3. Важнейшие ветхозаветные апокрифы: классификация, происхождение, особенности содержания.
  4. Важнейшие новозаветные апокрифы: классификация, происхождение, особенности содержания.
  5. Вульгата: история создания, особенности перевода, критические издания.
  6. Септуагинта: история создания, особенности перевода, критические издания.
  7. Сирийские переводы Священного Писания: история переводов, их характеристика и особенности.
  8. Коптские переводы Священного Писания: история переводов, их характеристика и особенности
  9. Армянский перевод Священного Писания: история, характеристика и особенности.
  10. Грузинский перевод Священного Писания: история, характеристика и особенности.
  11. Вопрос атрибуции в библеистике на примере отдельной книги.
  12. Сравнение отношений к неканоническим книгам Ветхого Завете в христианской традиции (православии, католицизме, протестантизме).
  13. Причины и критерии формирования канона Нового Завета.
  14. Ошибки при передаче текста Библии: классификация, причины появления.
  15. Обзор трудов по исагогике Священного Писания в русскоязычной литературе.
  16. Секты, партии и классы у евреев Палестины в I века по РХ.

 

История древней Церкви (2 курс)

Научный руководитель: священник Иоанн Шумилов

  1. Канонические определения Трулльского собора как источник по истории Христианской Церкви VII века.
  2. История появления и развития идеи первенства римского первосвященника в Западной Церкви до 1054 г. 
  3. Иконоборчество на Востоке и иконоборческие тенденции в Западной Церкви: сравнительный анализ.
  4. Церковь и Империя (церковно-государственные отношения) в IV веке.
  5. Церковь и Империя (церковно-государственные отношения) в V веке.
  6. Церковь и Империя (церковно-государственные отношения) в VI веке.
  7. Церковь и Империя (церковно-государственные отношения) в VII веке.
  8. Церковь и государство в Византии в постиконоборческий период (9-10 вв).
  9. Единство Церкви и церковные отношения Востока и Запада в период арианской смуты.
  10. Церковная политика Юстиниана Великого и ее последствия для церковного единства Востока и Запада.
  11. Западное монашество и папство в X-XIII вв.
  12. Униональная политика императоров династии Палеологов.
  13. Основные решения Тридентского собора и их значение для последующей истории папства.
  14. Монашество на Востоке и Западе в первом тысячелетии христианской истории: сравнительный анализ.

 

Догматическое богословие (3 курс)

Научный руководитель: протоиерей Максим Максимов, кандидат богословия

  1. Свойства Церкви Христовой (по трудам священномученика Илариона Троицкого).
  2. Жизнь христианина в Духе Святом (по трудам преподобного Иустина Поповича).
  3. Церковь в жизни христианина (по трудам мученика Михаила Новоселова).
  4. Взгляды святителя Московского Филарета (Дроздова) на границы Церкви.
  5. Особенности взглядов Н. Афанасьева на участие мирян в жизни Церкви Христовой.
  6. Христология преподобного Максима Исповедника.
  7. Хилиазм.
  8. Евхаристия в трудах святителя Иоанна Златоустого.
  9. Полемика преподобного Феодора Студита с иконоборцами.
  10. Подвиг мучеников и почитание их в Церкви Христовой (по трудам святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого).

 

История Западных исповеданий и сравнительное богословие (4 курс)

Научный руководитель: чтец Алексей Владимирович Меркулов

  1. Формирование богословского аппарата Ассирийской Церкви.
  2. История Урмийской духовной миссии и результаты ее деятельности.
  3. Христология Дохалкидонских Церквей: пройденный путь от эпохи Вселенских Соборов до наших дней.
  4. Исторические вехи Коптской Церкви.
  5. Положение сиро-яковитов в условиях исламского мира: история и современность.
  6. Становление самостоятельной Армянской Апостольской Церкви.
  7. Эфиопская Церковь и ее богослужебный уклад.
  8. «Христиане апостола Фомы»: проблема параллельных церковных иерархий.
  9. Разбор содержания декрета II Ватиканского Собора «Orientalium Ecclesiarum».
  10. Причины и предпосылки Реформации.
  11. Значение «соборного движения» Римско-Католической Церкви в XV-XVI вв. для развития процессов Реформации.
  12. Формирование учения альбигойцев и катаров: обзор существующих предположений.
  13. Зарождение Вальденской Церкви и ее взаимоотношения с Римским Престолом.
  14. Ключевые идеи Джона Виклифа по церковной реформе в Англии в XIV в.
  15. Ян Гус и становление Гуситской Церкви.
  16. Главные центры континентальной европейской Реформации в XVI в.
  17. Философско-богословские положения школ Via moderna и Schola Augustiniana moderna.
  18. Положения «Quinque sola» как основные принципы общепротестантского вероучения.
  19. Вопрос о степени влияния гуманизма на Реформацию.
  20. Личностный портрет Мартина Лютера как отца Реформации.
  21. Аргументация Мартина Лютера, направленная против учения и практики индульгенции.
  22. Учение Мартина Лютера о свободе воли по его труду «Свобода христианина».
  23. Изложение учения об оправдании верой в «Аугсбургском исповедании» и «Апологии Аугсбургского исповедания».
  24. Лютеранское учение о Невидимой Церкви.
  25. Сравнительная характеристика позиций М. Лютера, Ж. Кальвина и У. Цвингли в отношении учения о Евхаристии.
  26. Положение протестантов в Священной Римской Империи германской нации в XVI-XVII вв.
  27. Всемирная лютеранская федерация (LWF) и Международный лютеранский совет (ILC): состав, структура и осуществляемая деятельность.
  28. Лютеранская Церковь в России: история и современное положение.
  29. Деятельность Жана Кальвина по закреплению церковных реформ в Женеве в XVI в.
  30. Концепция двойного предопределения у Жана Кальвина.
  31. Протестантизм во Франции в XV-XVIII вв.
  32. Противоборство кальвинистской и арминианской доктрин в Голландии в XVII в.
  33. Критический разбор положений Раковского катехизиса 1605 г.
  34. Отцы английской Реформации: В. Тиндейл, Т. Кромвель, Т. Кранмер и М. Паркер.
  35. Политика английских монархов в отношении церковных реформ в Англии в XVI в.
  36. Движения внутри Англиканской Церкви: «Высокая Церковь», «Низкая Церковь» и «Широкая Церковь».
  37. Оксфордское движение в XIX в. и появление англокатолицизма.
  38. Современная структура Церкви Англии.
  39. Практика проведения Ламбетских конференций.
  40. Англиканское Содружество: история, цели и деятельность.
  41. История англиканской общины в Москве.
  42. Джон Нокс и Реформация в Шотландии.
  43. Содержание Вестминстерского Исповедания веры.
  44. Зарождение конгрегационализма и его распространение по всему миру.
  45. Обзор книги Джона Баньяна «Путешествие пилигрима в Небесную Страну».
  46. Надденоминационные способы объединения протестантов в отдельно взятой стране в практике Объединенных Церквей.
  47. Феномен «Free Churches».
  48. История пиетизма и его практика.
  49. История появления Методистской Церкви.
  50. Христианский мистицизм Эммануила Сведенборга.
  51. Возникновение ривайвелизма и череда «пробуждений» в Европе и Америке в XVIII в.
  52. Фридрих Шлейермахер и становление либеральной протестантской теологии.
  53. Протестантская неоортодоксия: основные положения и представители.
  54. Экзистенциализм в богословии Сёрена Кьеркегора и Рудольфа Бультмана.
  55. Обзор книги Йозефа Громадки «Перелом в протестантской теологии».
  56. Вклад Дитриха Бонхёффера в развитие «радикальной теологии».
  57. «Богословие надежды» Юргена Мольтмана.
  58. Теология «смерти Бога»: принципы обоснования.
  59. Основные идеи книги Харви Кокса «Мирской град».
  60. Причины зарождения теологии освобождения и ее ключевые положения.
  61. Феминистская теология и проблема инклюзивного языка Библии.
  62. Практика рукоположения женщин в священный сан в Протестантских Церквах и позиция Православной Церкви по этому вопросу.
  63. Протестантское обоснование квир-теологии и позиция Православной Церкви по этому вопросу.
  64. Проблема разделения и разобщения внутри христианства: исторический, богословский и канонический аспекты.
  65. История становления Экуменического движения во втор.пол.XIX – перв.пол.XX вв.
  66. Состав, принципы и деятельность Всемирного Совета Церквей.
  67. Разбор положений документа Всемирного Совета Церквей «Крещение, Евхаристия, Служение» (1982 г.).
  68. Содержание документа Всемирного Совета Церквей «Церковь: к общему видению» (2012 г.).
  69. 50-летний юбилей Всемирного Совета Церквей: оценка достигнутых результатов.
  70. Деятельность экуменической французской общины Тезе.
  71. Предметное содержание критики Экуменического движения как явления.
  72. Участие Русской Православной Церкви в Экуменическом движении.
  73. Официальное отношение Русской Православной Церкви к участию в Экуменическом движении (по принятым внутрицерковным соборным документам).
  74. История диалога Православных и Древневосточных Церквей.
  75. Достигнутые результаты и современное состояние православно-католического диалога.
  76. Обзор книги Иоанна Арндта «Об истинном христианстве».