Sidebar

Основное меню

21
Thu, Jun

Проповедь в неделю 33-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении

Проповеди
Typography

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сёстры, в сегодняшний день мы продолжаем вспоминать праздник Крещения Господня, вновь и вновь приобщаемся радости Рождественского-Богоявленского цикла, слышим песнопения, прославляющие явление Сына Божия в этот мир, мы получили в эти дни великий дар – Крещенскую воду. Праздник продолжается и у нас есть и повод, и время, и возможность поразмышлять о том, что же именно мы празднуем? Почему такое значение Церковь придает Крещению Господню? Ведь не ради же дарования нам святой воды, какой бы она важной не была, Господь пришел в этот мир в образе человека, уничижил себя даже до крестной смерти, после которой сошел во ад, воскрес и вознес Свою пречистую человеческую плоть в превечную Славу Божию! Все эти события земной жизни Спасителя - Рождение, Крещение, Крест, Тридневное Воскресение и Вознесение во славе – являются неразрывно связанными частями Божественного Промысла о спасении человека – так называемого домостроительства спасения. С сегодняшнего дня началось общественное служение Христа, в конце которого стояла Голгофа. Митрополит Антоний Сурожский, размышляя об этом, говорит, что Крещение Господне, в дальнейшем развитии событий земной жизни Спасителя, ближе всего походит на ужас Гефсиманского сада, на отлученность крестной смерти и на сошествие во ад. Тут тоже Христос так соединяется с судьбой человеческой, что весь ее ужас ложится на Него, и сошествие во ад является последней мерой Его единства с нами, потерей всего – и победой над злом. Вот почему так трагичен этот величественный праздник, и вот почему воды иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин и вновь делаются первичными, первобытными водами жизни, способными очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать ему нетление, приобщать его Кресту, делать его чадом уже не плоти, а вечной жизни, Царства Божия. В этом заключается одна сторона этого праздника.

Другое, не менее важное богословское значение праздника раскрывается в крещенском тропаре – как мы помним, он начинается строкой «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение». Иными словами, в Крещении Господнем явлена тайна Пресвятой Троицы, раскрыт образ действия Лиц Троицы в деле нашего спасения: Отец изволяет (спастись всему человеческому роду), Сын совершает спасение (исполняет волю Пославшего Его Отца), Дух Святой усовершает (усвояет, передает, закрепляет) плоды этого спасения каждому из нас.

Кроме того, сегодня мы слышали отрывок Евангелия от Матфея, в котором евангелист вспоминает о словах пророка Исаии, который говорит: «земля Завулонова и земля Неффалимова, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет». Образ Христа - света, просвещающего языческие народы, широко раскрывается в богослужебной традиции Православной Церкви. В первые века христианской истории сегодняшний праздник именовался Праздником Светов, и доныне в богослужебных книгах он именуется «Просвещением». В предпраздничные дни мы слышали такие песнопения: «Готовься, Завулон! Красуйся, Неффалим! Христос явился, всё творение хотя обновить»; «Грешникам и мытарям по множеству милости Твоей, явился, Спаситель наш. Где бы мог Твой свет воссиять, кроме как на седящих во тьме?».

Дорогие братья и сестры, мы с вами просвещены светом учения Христова, но надо остерегаться того, чтобы, и познав правила и нормы христианской жизни, мы не оказались в жизни своей не поступающими по духу Христова учения. Мы должны так мыслить, чувствовать, говорить и поступать, как чувствовал, говорил и поступал Сам Господь. В эти крещенские дни неотступно преследует нас тот же самый вопрос, который задавали Иоанну Предтече те, кого он назвал «порождениями ехидны»: «учитель! что нам делать?». Универсален на все времена тот ответ, который Креститель дает им: «сотворите же достойный плод покаяния». Погружение кающихся в воды иорданские теряет свой очистительный смысл, если крестившиеся не возгревают в себе покаянный дар, если они воспринимают совершившееся над ними таинство только как почётный знак своего избранничества. Подобное отношение к своей вере – самое ужасное, что может произойти с христианином. Не будем забывать слов Спасителя, адресованных иудеям, надеявшихся спастись через родство с прародителем еврейского народа патриархом Авраамом: «не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». Будем же размышлять над этим, будем радоваться в эти дни, будем прославлять Бога и помнить о том, что сегодняшний праздник – это праздник нашего спасения, шаг Сына Человеческого к Его Голгофе, и не будем забывать, что, по слову апостола, «мы куплены большой ценою». Аминь.

------------------------------------------

студент 3 курса КДС

Тавицкий Анатолий

21.01.2018