Sidebar

Основное меню

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Вот, дорогие братья и сестры, наступила  4 седмица Великого поста. Каждая великопостная неделя сопряжена с воспоминанием церковью тех или иных важных исторических событий. Так, в первое воскресенье мы радовались окончательному сокрушению иконоборческой ереси, во второе – праздновали память святителя Григория Паламы, в третье – совершали поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню. Какому же событию, или памяти какого святого посвящена нынешняя великопостная седмица? Для ответа на этот вопрос нам нужно мысленно перенестись в Синайскую пустыню, где на рубеже 6 – 7 веков подвизался святой Иоанн Лествичник, память которого мы сегодня празднуем.

В тексте его жития мы не находим каких-либо прямых указаний на то, как протекала его жизнь в юношеские годы. Тем не менее принято считать, что он происходил из состоятельной семьи и получил хорошее для того времени образование. Как повествует нам святой Дмитрий Ростовский, « в 16 летнем возрасте Иоанн принял монашеский постриг и стал подвизаться в Синайской пустыни по мудрым водительством аввы Мартирия». После его смерти, святой уходит в долину Фола, находящуюся у подножия все той же Синайской горы. Здесь он на протяжении 40 лет ведет борьбу со своими греховными страстями. Будучи уже в возрасте, по настоянию братии Синайского монастыря, Иоанну пришлось принять на себя тяжелое бремя игуменства, которое он мужественно пронес до самой своей кончины.

Для любого современного человека, Иоанн Лествичник известен прежде всего, как автор знаменитой «Лествицы». В этой книге показан путь духовного восхожения от земного к небесному. Святой написал ее по просьбе игумена соседнего монастыря, Иоанна Рифского. Открыв ее, мы с вами видим множество ступеней самая первая из которых – отречение от мира. Нас эти слова пугают с самого начала, так как кажутся совершенно невозможными! И действительно: « Какое отношение они имеют к человеку находящемуся в потоке современной светской жизни?» На первый взгляд кажется, что абсолютно никакого и для нас эта книга сразу же теряет свою актуальность. Но это не так. Чтобы понять это, давайте обратимся к сегодняшнему евангельскому чтению.

В тексте сегодняшнего евангельского чтения мы слышали повествование об исцелении Христом бесноватого отрока. После того, как Господь совершил это чудо, ученики спросили Его: «Учитель, почему мы не смогли изгнать его?». Иисус произнес фразу, которая очень любит цитировать каждый православный христианин: «Род сей изгоняется только молитвой и постом». В этих словах заключается вся полнота жизни христианина. Говоря их своим ученикам, Господь обращается к каждому из нас. В них содержится призыв к жизни, сопряженной с отречением от земных соблазнов, наносящих вред не только человеческой душе, но и зачастую телу, как в случае с бесноватым отроком. Именно к этому мы призваны и именно этот призыв звучит сегодня из под пера самого Иоанна Лествичника, явившего нам пример такой истинно христианской жизни.

Но не будем забывать, что степень отказа от «мирских соблазнов» у каждого человека индивидуальна. Для кого-то это воздержание от осуждения ближнего, просмотра передач искажающего представления человека о прекрасном. Для кого-то это быть может особое молитвенное правило. Но нужно четко понимать основную цель этих различного рода «отречений».

Представим себе маленького ребенка, который едва научился ходить. Он не умеет читать книги, писать сложные научные трактаты, но зато, он умеет радоваться! Радоваться, когда он видит своих родителей, когда они играют вместе с ним или читают что-нибудь. Вот такую же духовную радость мы должны извлечь из поста. От нас никто не требует нести на своих плечах «бремена неудобоносимые». Пост ставит своей целью не озлобление человека, желающего как можно скорее вернуться к вкушению скоромной пищи, а готовит его к радости Христова Воскресения. От нас, как от «духовных младенцев» требуется только отречение, хотя бы на эти великопостные дни, от осуждения ближних, от озлобленности друг на друга. Мы пытаемся в эти дни научится чтению Священного Писания, святоотеческой литературы и не механически, а с радостью и упованием на скорое Христово Воскресение. Так что воздержание от пищи – это не цель, а скорее инструмент, помогающий нам обрести духовную радость во Христе.Поэтому давайте, дорогие братья и сестры, достойно приготовим себя к тому, чтобы встретить Воскресшего Христа с радостью.

Впереди предстоит еще несколько недель и главная из них – это страстная седмица, где мы проследуем вместе со Христом на его Крестные Страдания. Но будем помнить на протяжении всего этого пути обещание Самого Христа, которое он дал своим ученикам: «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего!

Аминь!»

-------------------------------------

студент 3 курса КДС

Гришин Александр