Sidebar

Основное меню

19
Sun, Nov

oiosiffВо имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13:7). В истории Церкви было немало наставников: это и Апостолы, и святые отцы, и духоносные старцы. Но только трем из всех Церковь усвоила именование «Вселенские великие учители и святители». Сегодня мы празднуем память этих людей – святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

Эти святые отцы жили в эпоху, когда христианская Церковь только-только получила свободу, и язычество было еще сильно. Это та эпоха, которая называется поздней античностью. В эту эпоху в Церковь влилась свежая кровь в лице приходящих людей, но, с другой стороны, Церковь получила проблему, потому что впервые возникло лжеучение, которое охватило всю Церковь – лжеучение Ария. Учение, которое провозглашало, что Сын не есть Бог по существу Своему, но есть высшее из творений. Эта ересь грозила самому существованию Церкви. И трем вселенским учителям Промыслом Божиим выпала тяжелейшая задача отстоять православную веру в таких условиях, когда, казалось бы, уже сами основы поколебались, когда на всем Православном Востоке было такое время, что оставался до конца православным только один епископ – святитель Афанасий Великий. На Западе тоже были колебания. Императорская власть всячески поддерживала ариан.

И в этих условиях святые вселенские учители явили пример стояния в вере. Мы знаем их жительство, знаем о том, что они происходили из благочестивых, святых семейств. Мы знаем о том, что Василий Великий впоследствии в достаточно молодом возрасте - 40 лет - возглавил одну из ключевых кафедр Востока – кафедру Кесарии Каппадокийской. И здесь он явил себя подлинным тружеником, отстаивая православную веру, и как архипастырь, наставляя паству свою и заботясь о ней. Святитель Григорий Богослов – человек, который всю свою жизнь мечтал о созерцании. Волею Божиею он вынужден был в конце концов занять столичную кафедру – Константинопольскую. И здесь должен был практически в одиночку отстаивать православную веру, собирать рассеянную паству. Святитель Иоанн Златоуст, живший несколько позже, происходил из тогдашней, можно сказать, провинциальной Антиохии. Он был приглашен на Константинопольскую кафедру как проповедник. И здесь он вынужден был столкнуться с нравами и неблагочестием тогдашнего столичного клира, нравами общества и даже с самой императрицей Евдоксией, которая ненавидела его за обличения, за то, что он призывал к помощи бедным. И жизнь его была поистине подвижнической, а кончина мученической. Последние годы святителя Иоанна Златоуста прошли в гонениях, в неимоверно тяжелых условиях, которые он очень смиренно описывает в своих письмах.

Чему же прежде всего научает нас подвиг этих святых угодников Божиих? В Священном Писании говорится, что целью и смыслом христианской жизни является Богопознание. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). И этой задаче святые отцы посвятили всю свою жизнь, чтобы провозгласить, выявить и сформулировать догматы Святой Троицы, а, с другой стороны, своим жительство явить любовь, которая есть в Святой Троице. Святитель Григорий Богослов говорит удивительные слова о том, что блаженство праведных в будущей вечной жизни будет заключаться в постижении Божественных догматов и прежде всего в постижении догмата Святой Троицы. И сегодня хотелось бы поговорить о Богопознании, о том, что является центром и смыслом христианской жизни.

Святые отцы и прежде всего вселенские учители научают нас тому, что путь к Богу есть путь долгий. И этот путь представляет собой как бы три этапа. Первый – этап очищения сердца, когда человек, отягченный всякими страстями, должен, принося покаяние, очиститься. Это есть необходимое условие Богопознания, потому что если не произойдет очищение сердца, то человек может ограничиться только чтением книг, но, собственно говоря, не познает Бога. Мы знаем из жития святых угодников, память которых сегодня празднуем, о том, что путь их начинался в пустыне, в уединении. Святители Василий Великий и Григорий Богослов подвизались в Каппадокийских пустынях и там сформулировали правила монашеского жительства, жили сами согласно этим правилам как подвижники, как удивительные примеры аскетизма. Святитель Иоанн Златоуст также несколько лет своей жизни, в своей юности, провел в пустыне. Из них два года он провел в одиночестве. И там, созерцая Святую Троицу, он очищал свое сердце.

Второй этап, ведущий нас к Богопознанию, - это этап просвещения ума. Когда человек очистил свое сердце от страстей, от страстных движений, помыслов, он сподобляется ве́дению Промысла Божиего, ведению воли Божией. Тогда человек уже не по книгам, не по советам других людей, но по Откровению от Самого Бога, может изрекать истину, изрекать волю Божию. Святые вселенские учители, когда стал вопрос о противостоянии еретикам, говорили не от книг, они говорили от того опыта, который Господь дал им пережить. А этот опыт заключался прежде всего в том, что Господь есть Личность, что Господь – это Тот, Кто не что-то абстрактное, которое находится где-то за пределами моего познания, где-то за облаками; это Тот, Кто есть со мной, Кто общается со мной. И вот именно благодаря пониманию того, что Бог прежде всего есть Личность, Василий Великий смог сформулировать тот удивительный догмат, что Лица Святой Троицы – это Личности.

И третий этап Богопознания – это непосредственное приобщение к Богу, то, что святые отцы называют словом «обо́жение». Это можно уподобить тому, как если в огонь положить металл: он раскаляется и становится красным, и тогда уже невозможно отделить сам метал от огня, потому что сам металл несет в себе огонь. Это и есть Богопознание в подлинном смысле этого слова, когда человек уже не нуждается ни в каких словах, когда, как говорят святые отцы, в молчании совершается проникновение человека в Бога и Бога в человека. Как и Христос говорит: «Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас» (Ин.14:20).

Сегодня, дорогие братья и сестры, очень важно задуматься о том, как мы с вами живем, боремся ли мы со своими страстями. Потому что если мы не будем бороться, то мы так и останемся недоучками. И дай Бог, чтобы мы с вами, взирая на жизнь отцов – вселенских великих учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, учились борьбе со страстями и ревновали бы о дарах бо́льших, так, чтобы когда-нибудь вместе с ними в Царствии Небесном прославить Святую Троицу - Отца и Сына и Святаго Духа, аминь.

иеромонах Иосиф (Лужнов)
12 февраля 2016 года