Sidebar

Основное меню

19
Sun, Nov

proshenВо имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Всех вас поздравляю с праздником, дорогие отцы, братья и сестры, с воскресным днем! 

Сегодня последнее воскресенье перед началом Великого поста. Святая Православная Церковь постепенно готовит нас к этому событию: была Неделя о мытаре и фарисее, когда мы говорили о смиренной молитве и о гордости; прошла Неделя о блудном сыне, когда мы говорили о том, как человек может вернуться к Богу, об истинном покаянии; мы говорили о Страшном Суде и о конце времен, о том, что нас всех ожидает впереди. 

И вот сегодня Святая Церковь говорит о самой великой катастрофе во все времена: от самого начала бытия вселенной до настоящего времени. Эта великая катастрофа есть измена человека Богу. Господь, создавший землю, творит ее как прекрасный сад, ради счастья, ради того, чтобы Бог, Творец и Промыслитель мира, и подобные Ему создания - люди - могли пребывать в счастье, в наслаждении и во взаимной любви. Венцом творения становится человек, который был сотворен из праха земного. Мы не знаем, что это был за прах: буквально ли это был прах, как песок, или это было какое-то творение, уже имевшее человеческие черты, но Господь «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7), стал подобным Богу. Это подобие заключалось главным образом в способности к счастью: на уровне ума, чувства, воли быть счастливым человеком. Господь вводит человека в прекрасный сад, Рай, и дает ему полную власть над всем. Человек нарекает всему творению Божию имена (Быт. 2:20), как высший управитель, от Бога поставленный. Человек имеет от Бога всё, Господь ему открыт, человек общается с Богом и пребывает в любви.

Но дальше происходит измена. Это величайшая катастрофа, когда человеку захотелось попробовать рая без Бога, наслаждения без Бога, попробовать без Бога достичь чего-то. Эта измена, аналогом которой может быть только измена супружеская, измена среди людей любящих, приводит к тому, что это счастье и блаженство, общение любви, которое было в Раю, разрушается одним фактом измены. И мы сами знаем и видим, что когда мы кому-то изменяем, когда мы кого-то предаем, то при возможном внешнем благополучии разрушается всё. Наша измена разрушает всё и это есть ад на земле. То же произошло и с первыми людьми, которые изменили Богу. Они подумали, что без Бога можно тоже жить хорошо. 

Господь милосердно поступает: не оставляет человека рядом с Собой, потому что человек уже не может жить рядом с Богом. И выводит Бог человека из Рая в мир, жестокий и злобный, в тот мир, которому уже прилежит душа человеческая.

Сегодня мы вспоминаем это страшное событие – начало измены. Но почему мы вспоминаем это событие сегодня, в начале Великого поста? Человек неверующий видит только плоды измены, но не видит ничего впереди. Господь в начале поста, указывая нам на то, что сделали первые люди, что потом сделали и все мы и делаем постоянно – грешим, напоминает нам, что в конце Великого поста стоит Пасха, Воскресение Христово, возможность вернуться к Богу и опять войти в Рай, в жизнь вечную.

Но между Неделей воспоминания Адамова изгнания и Неделей Святого Воскресения Христова находятся 7 недель Великого поста. Великий пост есть образ нашей жизни, образ того, как мы должны жить. Если человек изменил любимому и находится на другом краю от счастья, то путь от изменника до возвращения в семью лежит через крестоношение, через исправление самого себя, через прошение прощения, через буквальное «умирание» изменника, изменник должен распятся, если говорить словами Священного Писания, чтобы прийти к Царству Небесному, к Пасхе, очищенным, новым, готовым к прощению. 

Господь призывает нас через воспоминание сегодняшнего события поразмыслить о том, где находимся мы сейчас, и что нас ожидает. Господь нас ждет, у нас есть шанс вернуться. Наше счастье в том, что несмотря на то, что живем мы плохо и изменили, шанс вернуться есть. Есть шанс вернуться в Царство Небесное, вернуться в то состояние, в котором были люди. Для нас это особенно важно ещё потому, что мы все бессмертны. Мы смертны по нашей земной жизни, но на самом деле каждый человек должен помнить, что он как личность не закончится никогда. Мы всегда будем. Не будет уже такого никогда, чтобы нас не было. Господь, показывая впереди такую цель, как Пасха, воскресение из мертвых, предлагает нам пройти путем крестоношения, путем исправления самих себя. Если вернуться к образу измены: понятно, что если мы так страшно согрешили, то путь нашего покаяния не может быть легким. Если человек изменял, знает, как это трудно стать опять чистым, тем, как будто ты не был изменником.

Великий пост – этот путь. К нему надо относиться очень серьезно. Пост – это не просто изменение меню, это не то, что мы сегодня едим сыр, а завтра – солёные огурчики, ещё, может быть, более вкусные, чем сыр. Это не пост. Это только внешняя сторона поста. А пост – это в первую очередь изменение мысли, это изменение нашего размышления о самих себе, о мире, о вещах и обо всём; когда мы приводим себя в чувство, когда мы начинаем мыслить правильно, правильно себя оценивать. 

Вчера на всенощном бдении пелась стихира: «Се́де Ада́м пря́мо рая́, и свою́ наготу́ рыда́я пла́каше: увы́ мне, пре́лестию лука́вою увеща́нну бы́вшу и окра́дену и сла́вы удале́ну! Увы́ мне, простото́ю на́гу, ны́не же недоуме́нну! Но о раю́, ктому́ твоея́ сла́дости не наслажду́ся: ктому́ не узрю́ Го́спода и Бо́га моего́ и Созда́теля: в зе́млю бо пойду́, от нея́же и взят бых. Ми́лостиве ще́дрый, вопию́ Ти: поми́луй мя па́дшаго». Адам этой песнью кричит: «О, Раю!». То есть Адам имел опыт Богообщения, опыт счастья с Богом. Это песня, точнее, вопль души человека, выгнанного из семьи: муж изменил жене, вышел из семьи и оказался на улице, и он понимает, что этот единовременный блуд лишил его счастья семейного. И так Адам кричит: «Раю мой, Раю! Из которого я был изгнан изменой Богу». 

Пост – это в первую очередь изменение мыслей, приведение себя в чувство, трезвое осознание своего положения, желание вернуться, быть вместе с Богом; надежда на то, что Бог нас простил, даст нам сил, если мы понесем этот подвиг, вернуться и встретить радостно Пасху Христову, чего всем нам и желаю! Аминь.

епископ Зарайский Константин

13 марта 2016 года