Sidebar

Основное меню

20
Wed, Sep
14 New Articles

Дореволюционные русские духовные школы, в том числе и Коломенская, играли важную роль в подготовке будущих служителей Православной Церкви и Российского государства. Они давали возможность выдвинуться во всех областях народной жизни лучшим представителям, причём зачастую из самых бедных семей городских и сельских священников, дьячков и пономарей. Таков, например, воспитанник Коломенского училища святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Русские духовные школы ставили перед собой цель социальной защиты и поддержки наиболее талантливых учащихся. Хорошо учась, «выйти в люди» мог сын и простого дьячка. Привыкшие к самоограничению и постоянному труду, такие учащиеся в будущем становились весьма полезны как Церкви, так и государству. С другой стороны, успеху выпускников духовных школ способствовало чёткое осознание своей жизни как служения. Они осознавали своё призвание служить всегда – служить Богу перед Его Престолом, служить государству и обществу на разных поприщах.
В этом отношении Коломенская духовная школа не является исключением, дав «путёвку в жизнь» многим замечательным сынам Отечества. Некоторые из них стали иерархами, известными пастырями, учёными, общественными деятелями.

Митр. Московский и Коломенский Платон

Согласно ряду биографических источников, в Коломенской духовной семинарии начинал своё образование до поступления в Славяно-греко-латинскую академию крупнейший русский иерарх и богослов XVIII в. митрополит Московский Платон (Левшин, 1737–1812) – сын причетника церкви села Чашниково Московской губернии. К сожалению, о

 самом раннем периоде жизни митрополита Платона достоверных сведений практически не сохранилось.

Есть предположение, что в Коломенской духовной семинарии до поступления в Троицкую семинарию начинал своё обучение другой видный иерарх Русской Церкви – митрополит Санкт-Петербургский Никанор (Клементьевский, 1787–1856).

К числу известных выпускников Коломенского духовного училища принадлежит обучавшийся здесь в 1831–1838 гг. Никита Петрович Гиляров-Платонов (1824–1887), российский историк, экономист, публицист, издатель, профессор Московской духовной академии. Он происходил из семьи коломенского священника Петра Никитского. Фамилию Гиляров получил в Коломенском духовном училище, а позже, уже в годы учёбы в Московской духовной академии, как стипендиат митрополита Платона (Левшина) получил прибавление к фамилии – Платонов. Гиляров-Платонов был близок к славянофилам, прежде всего к А.С. Хомякову. Участвовал в подготовке Крестьянской (1861) и Цензурной (1865) реформ. Ему принадлежат труды по истории Церкви, политэкономии, публицистические статьи о современном положении Православной Церкви в России, в том числе «Основные начала экономики» (1889), «Вопросы веры и Церкви» (т. 1–2, 1905–1906). Согласно оценке известного философа В.В. Розанова, в Гилярове-Платонове открывался «глубокий мыслитель, которого Россия не успела заметить».

Также начинал своё образование в Коломенском духовном училище будущий протопресвитер Успенского собора в Москве и профессор богословия Московского университета Николай Александрович Сергиевский (1827–1892). Он был выходцем из семьи коломенского протоиерея. Он не только сам изменил господствовавший до него догматический метод преподавания богословия, но содействовал такой же перемене и в остальных университетах, рекомендуя, при совещании с профессорами этой дисциплины в Санкт-Петербурге, Казани, Харькове, Киеве и Одессе, чтение студентам апологии основных христианских истин. В 1860 г. Н.А. Сергиевский основал первый в России богословский журнал «Православное обозрение» и стоял во главе его редакции в течение 9 лет. По свидетельству современников, в частности одного из его студентов – будущего известного историка В.О. Ключевского, отец Николай обладал даром выдающегося проповедника.

К числу знаменитых выпускников Коломенского училища принадлежит протоиерей Владимир Востоков (1868–1957) – выдающийся оратор и проповедник, участник Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг., на котором он оказался одним из немногих, кто посмел возвысить свой голос в защиту русского самодержавия.

Не будучи воспитанником Коломенской семинарии, волею судеб оказался связан с ней и Павел Яковлевич Озерецковский (1758–1807), впоследствии протоиерей и первый по времени обер-священник армии и флота. После блестящего окончания курса Троицкой духовной семинарии он был назначен профессором философии и префектом в Переславскую семинарию, а после её упразднения в 1788 г. переведён на ту же должность в Коломенскую духовную семинарию. Впоследствии он оказался в числе приближённых к императору Павлу I, который, назначив его членом Святейшего Синода, дал ему право личного доклада и поставил во главе всего военного духовенства, создав для того должность главного священника армии и флота. Представляя свои проекты непосредственно на утверждение императора, Озерецковский создал совершенно самостоятельную организацию военного духовенства.

 

Священномученик Григорий (Лебедев), епископ ШлиссельбургскийПосле Октябрьской революции 1917 г., в эпоху большевистских гонений на Церковь, целый ряд воспитанников Коломенского училища пострадали как исповедники веры. Наиболее известным из них является священномученик Григорий (Лебедев, 1878–1937), епископ Шлиссельбургский, викарий Петроградской епархии (1923–1937). Уроженец Коломны, он происходил из семьи протоиерея Коломенского Брусенского женского монастыря. Получил известность как замечательный проповедник и борец с обновленческим расколом. Был арестован 16 апреля 1937 г. в Кашине как «руководитель контрреволюционной группы фашистско-монархической организации». На допросах держался с твёрдостью, отвергая обвинения. 13 сентября 1937 г. приговорён тройкой при Управлении НКВД по Калининской области вместе с большой группой духовенства и мирян к расстрелу. В 1981 г. канонизирован Русской Православной Церковью Заграницей. Имя священномученика Григория Шлиссельбургского включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 16 июля 2005 г. (память 4/17 сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Российских).

К числу других воспитанников Коломенского духовного училища, прославленных Церковью в лике святых, относятся: преподобномученик Никон (Беляев, 1886 г. р.), священномученик Иоанн (Державин, 1878 г. р.), священномученик Александр (Орлов, 1885 г. р.), священномученик Вениамин (Фаминцев, 1873 г. р.) и ряд других.

Новомученики-выпускники Коломенского духовного училища

Все эти святые угодники Божии служат живым примером верности своему призванию для нынешних студентов Коломенской православной духовной семинарии – будущих пастырей Церкви Христовой.