Святитель Филарет
Славу любого учебного заведения составляют его выпускники и воспитанники. В Коломенской духовной семинарии самым знаменитым из них, несомненно, является святитель Филарет (Дроздов, 1782–1867), митрополит Московский и Коломенский, канонизированный Русской Православной Церковью в 1994 г. В Коломенской семинарии будущий архипастырь обучался до её закрытия в 1799 г. Ныне он по праву почитается как небесный покровитель Коломны и Коломенской духовной школы.
Святитель Филарет вошёл в историю как выдающийся церковный иерарх и государственный деятель, видный богослов (он стал первым в России доктором богословия), ревностный пастырь и подвижник. Соединив в себе качества церковного иерарха и учёного-богослова, государственного мужа и подвижника благочестия, проповедника и поэта, святитель Филарет стоял в центре церковно-политических и общественных событий своего времени. Говоря о проблемах церковных и государственных, он предлагал решения столь основательные, что не считаться с ними было просто невозможно. За всю свою долгую жизнь святитель совершил такое неимоверное количество дел, что его именем названа целая эпоха в истории Церкви. Только одной Московской кафедрой святитель управлял почти полвека. К концу жизни авторитет архипастыря был таков, что современники именовали его «митрополитом Всероссийским» или «природным Патриархом Русской Церкви».
Будущий святитель, Василий Дроздов, родился на великий праздник Рождества Христова, в ночь с 25 на 26 декабря 1782 г., в Коломне, в материнском доме, рядом с храмом Богоявления в Гончарах, в семье скромного приходского священника, впоследствии ставшего настоятелем коломенского Успенского собора.
Родословные корни святителя Филарета уходят в наследственный приход храма Богоявления в Гончарах, старинной коломенской церкви, которая и ныне находится рядом с железнодорожной станцией Коломна. В городских документах упоминается Афанасий Филиппов, священник этой церкви, прадед митрополита Филарета. Дедушка святителя, Никита Афанасьевич, также стал клириком Богоявленского храма.
Отец митрополита, Михаил Фёдорович Дроздов, по окончании Коломенской семинарии в 1780 г. стал в ней же учителем. В 1782 г. он был рукоположен во диакона и приписан к коломенскому кафедральному собору с сохранением должности учителя. Михаил Фёдорович имел собственную библиотеку и был начитанным человеком. Но главное, он был человеком искренним и благочестивым, глубоко религиозным и нравственным. Не имея в Коломне собственного дома, архиерейский диакон и учитель семинарии поначалу устроился на жительство в доме тестя. Его супругой стала Евдокия Никитична. Она вышла замуж, когда ей не было ещё 16 лет.
В начале 1783 г. отца святителя перевели на место священника в церковь Троицы на Репне в Ямской слободе. Этот храм стоит на дороге, ведущей на Озёры. 13 января Михаил Фёдорович был рукоположен в иерея, а 27 февраля семья переехала уже в свой дом. Но в начале службы отца возникли трудности, и в этот сложный период младенца-сына сочли лучшим оставить в прежнем доме. Так будущий святитель оставался при дедушке с бабушкой. Здесь, при церкви Богоявления, и складывались детские впечатления святителя. Здесь, собственно, и была заложена добрая почва в душе ребёнка. Позднее, когда наступила пора обучать отрока грамоте, его переселили в дом родителей, близ Троицкого храма. Но Василий не забыл древний храм Богоявления и часто навещал дедушку и бабушку. Так быт именно дедовского дома оказал решающее влияние на детские годы святителя Филарета.
Первые познания школьной мудрости были положены его отцом. До поступления в школу Василий учился грамоте в домашней обстановке. Биограф святителя писал: «Кто же положил в детском ещё разумении Василия Дроздова прочное основание знаниям? Бедный безвестный учитель грамматики в Коломенском училище».
В 1791 г. в возрасте 9 лет Василий был отдан учиться в Коломенскую семинарию, где сформировалось его усердие к приобретению знаний. Среди преподавателей семинарии был протоиерей Василий Михайлович Протопопов (1770–1810), настоятель Успенского собора, учитель риторики, поэзии и французского языка. Уроженец Коломны, отец Василий Протопопов достиг больших высот в переводческом искусстве; он был признанным оратором и незаурядным поэтом. Несомненно, талант протоиерея Василия не мог не оставить яркого следа в памяти его младшего тёзки. Не отсюда ли идёт склонность знаменитого архипастыря к высокому слогу и его поэтический дар?
В семинарских ведомостях об ученике Василии Дроздове писалось: «Дарований, прилежания, успехов похвальных». При этом внешне Василий не выделялся. Он был тихим, спокойным мальчиком, невысоким, худеньким, с негромким голосом. Так проходило образование ума, но оно было лишь опорой для религиозного развития отрока. По-прежнему не оставлял юный Василий церковной молитвы. Он зорко всматривался в самую суть молитвы, стараясь понять её, а не только почувствовать сердцем. Он читал в храме Апостол, пел на клиросе. Тонкое понимание духовного пения и народных мелодий, привитое ещё в раннем детстве, святитель сохранил до глубокой старости.
Наряду с духовным возрастанием в юноше развивались наблюдательность, внимание к делам государственным и церковным. Будучи ещё 14-летним подростком, он умел здраво судить о событиях внешней и внутренней политики бурного века Екатерины.
В 1799 г. произошли изменения в церковном устроении: Владыку Коломенского Мефодия (Смирнова) перевели в Тулу, туда же переводилась и семинария. Коломна перестала быть кафедральным городом. После перевода Владыки Мефодия духовное окормление города было поручено митрополиту Московскому Платону, к титулу которого с тех пор стали добавлять «и Коломенский».
Семинаристам, которые не успели закончить Коломенскую духовную школу, Синод разрешил доучиваться по выбору в других семинариях. По совету отца Василий поступает в лавру, где образование было солиднее. В марте 1800 г. он становится воспитанником семинарии Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде. С этого момента начинается следующий период в его отношениях с отчим домом и родным городом: период переписки и кратких, но памятных встреч. Восемнадцатилетний юноша писал домой подробные письма, сообщая мельчайшие детали своего быта. Здесь находилось место и шутливым стихам, и грустным раздумьям. Отец вникал в мельчайшие моменты жизни сына и давал советы, как поступить. Вскоре, в том же 1800 г., пришла приятная весть о назначении отца настоятелем Успенского собора в Коломне.
Тем временем даровитый ученик привлекает внимание митрополита Платона, знаменитого церковного иерарха. Когда у Владыки просили согласия на назначение Дроздова священником в Коломну, он ответил, что бережёт его на своё место.
Закончив семинарию, в ноябре 1803 г. Василий Дроздов был оставлен в ней преподавателем древнегреческого и древнееврейского языков.
16 ноября 1808 г. в Трапезной церкви лавры учитель Василий Дроздов был пострижен в монашество с именем Филарет (в честь святителя Филарета Милостивого).
Вскоре святителя Филарета направляют в Санкт-Петербургскую духовную академию в качестве инспектора, в 1812 г. он становится ректором этой академии. После направления в Санкт-Петербург святитель Филарет оказался в ещё большем отдалении от родного дома. Но и в это сложное время молитвенная связь с Коломной не разрывается. В 1815 г. святитель вновь посещает свой родной город в качестве инспектора духовных училищ.
18 января 1816 г. скончался отец святого – протоиерей Михаил Дроздов. После его смерти бремя забот о семье легло на плечи старшего сына-монаха. Он никогда не оставлял заботу о родных.
В августе 1817 г. будущий святитель был поставлен в епископа, возглавив Ревельскую епархию. В марте 1819 г. Владыка Филарет назначается на Тверскую кафедру в сане архиепископа и становится членом Священного Синода. В сентябре 1820 г. он уже занимает Ярославскую кафедру. В 1821 г. умирает дед святителя – протоиерей Никита. В том же году, 3 июля, архиепископ Филарет был назначен на Московскую кафедру с последовавшем в скором времени возведением в сан митрополита. Для истории России это событие оказалось очень значимым. Московскую кафедру Владыке довелось возглавлять на протяжении почти полувека, до самой своей кончины. Именно в этот период раскрылся во всей силе и полноте талант митрополита Филарета как мудрого архипастыря и государственного деятеля.
Сразу после своего назначения святитель посетил родной город. Естественно, что Коломна все годы служения Владыки на Московской кафедре оставалась под его непрестанным попечительством. Так, в 1828 г. митрополит Филарет даёт разрешение на реконструкцию и расширение Сергиевского храма Старо-Голутвина монастыря. В том же 1828 г. он даёт благословение на перестройку коломенской Михаило-Архангельской церкви.
Нельзя не упомянуть, что в Коломне священствовал брат Владыки, а духовное училище (на месте бывшей семинарии) возглавлял протоиерей Иродион Степанович Сергиевский, женатый на сестре Владыки. Он был настоятелем Успенского кафедрального собора.
2 сентября 1833 г. архипастырем была освящена перестроенная тёплая церковь преподобного Сергия в Старо-Голутвине монастыре.
В 1838 г. святитель Филарет вновь навещает свой город. Он посещает Ново-Голутвин и Старо-Голутвин монастыри. Тогда же им была освящена церковь в селе Парфентьеве Коломенского уезда.
При грустных обстоятельствах посещал Коломну митрополит весной 1839 г. Вся Коломна встречала его колокольным звоном. Владыка служил на похоронах брата, священника Богоявленского храма Никиты. На Петропавловском кладбище похоронены предки многих ныне живущих горожан. Здесь же были похоронены родственники великого иерарха: прадед – священник Афанасий и дед – протоиерей Феодор, служившие в Богоявленском храме, отец святителя – протоиерей Михаил Дроздов, братья – священники Николай и Никита, восприемник Владыки – соборный ключарь Пётр, восприемница – бабушка Владыки Домника Прокофьевна, племянник Михаил (ему было 1 год, когда он умер), племянница Александра (ей было 2 месяца), племянница Параскева (ей было 9 месяцев).
В сентябре 1848 г. митрополит Филарет посетил Брусенский монастырь и осмотрел Успенскую церковь. Святитель благословил строительство нового Крестовоздвиженского собора в монастыре, и в 1858 г. его уже освятили.
История сохранила для нас свидетельства об участии святителя Филарета в рождении духовных традиций нашего города. Одним из таких ярких примеров является установление крестного хода на Семик (четверг перед праздником Пятидесятницы) в память избавления города от холеры.
19 ноября 1867 г. Владыка скончался. До последних дней своей жизни он не забывал о своей малой родине. О его любви к ней говорят следующие слова святителя: «По неисповедимым судьбам Божиим, видя себя вновь посреди сего града, в котором суждено было мне в первый раз увидеть свет и от которого течением происшествий увлечён я был так, что никогда уже видеть его не чаял, – сверх чаяния, вновь находясь посреди братий и ближних, в сообществе которых получил первые приятные ощущения жизни, – желал бы я совершенно предаться сильному влечению любви к отчизне: Сердце мое готово теперь воспевать сему граду песнь, которую воспевали Иерусалиму: Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя! Да будет мир в стенах твоих, благоденствие – в чертогах твоих! Ради братьев моих и ближних моих говорю я: «мир тебе!» (Пс. 121, 6–8).
Память о святителе Филарете всегда была в сердце благодарных коломенцев. В 1868 г. у храма Троицы на Репне возведена была величественная колокольня, словно памятник святителю Филарету. В конце XIX в. в Коломне действовало братство во имя святого Филарета Милостивого, небесного покровителя самого святителя.
В 1996 г., спустя два года после прославления святителя Филарета в лике святых, его земляками близ храма Святых апостолов Петра и Павла был поставлен памятный крест погребённым здесь родственникам святителя. Вместе с родными святителя этот крест – знак памяти всем погребённым здесь коломенцам.
Память святителя Московского Филарета – небесного покровителя Коломны – свято чтится в его родном городе и в семинарии, где начиналась его учёба. Ежегодно 2 декабря – в день праведной кончины святителя – в Коломне проходят общегородские торжества. По сложившейся традиции в этот день в Успенском кафедральном соборе совершается Божественная литургия, возглавляет которую правящий архиерей Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении духовенства Коломенского благочиния. По традиции именно в этот день студентов первого курса Коломенской духовной семинарии митрополит Ювеналий благословляет на ношение их первой церковной одежды – подрясника. Студентов выпускного курса, не имеющих священного сана, митрополит Ювеналий поставляет в чин чтеца. В этот же день в городе проводятся различные культурно-просветительские мероприятия: концерты, Филаретовские вечера, в которых принимают участие преподаватели и студенты Коломенской семинарии. Стало доброй традицией и проведение Филаретовских духовно-нравственных образовательных чтений, приурочиваемых ко дню памяти святителя, организуемых совместно Коломенской семинарией, Коломенским благочинием и Управлением образования города Коломны и Коломенского района.
А небесный покровитель Коломны и Коломенской семинарии святитель Московский Филарет незримо ходатайствует за земляков своих пред Господом о даровании помощи в земной жизни.